Россияне стали чаще жаловаться на коллекторские агентства: за три месяца 2022 года судебные приставы зафиксировали 10 300 обращений, из них 5 500 жалоб признали обоснованными.
Причем в кризис непрофессиональные коллекторы все чаще пытаются вернуть деньги незаконными методами отмечают в Национальной ассоциации коллекторов (НАПКА).
На что не имеют права коллекторы?
- звонить на телефоны, не указанные в кредитном договоре;
- вводить в заблуждение о последствиях;
- оскорблять, угрожать расправой заемщику или его родным;
- вредить имуществу;
- входить в дом должника без разрешения;
- общаться с заемщиком с 22:00 до 8:00 в рабочие дни и с 20:00 до 9:00 в выходные;
- беспокоить родственников и соседей должника без их письменного согласия;
- брать долг наличными – деньги можно переводить только на банковский счет.
По закону встречаться с должником можно 1 раз в неделю, звонить – не чаще 2 раз в неделю, и отправлять не более 4 сообщений в мессенджеры или по почте.
Коллекторы могут подать на должника в суд и сопровождать исполнительное производство, пока деньги не вернут.
Все это прописано в законодательстве РФ и кодексе профессиональной этики.
Частые нарушения коллекторов?
Большинство организаций работают по закону, отмечают в ФССП: исписывать подъезд угрозами или “доставать” соседей должника за просрочку не будут. Чаще коллекторы нарушают правила взаимодействия:
- звонят в нерабочее время или спамят в мессенджерах и чатах;
- угрожают подорвать репутацию должника или опубликовать его личные данные;
- оскорбляют в телефонных разговорах и сообщениях.
Более четверти жалоб – на «серых» коллекторов, отмечают судебные приставы. Такие организации не зарегистрированы в госреестре и чаще нарушают закон. Проверить агентство можно на сайте ФССП.
О звонках и визитах от «неправильных» коллекторов лучше сообщить в полицию.
Что делать если звонят коллекторы?
Для начала узнайте подробности: какая организация оформила кредит и на чье имя. Проверьте данные об агентстве. Если долг чужой, сообщите об этом и попросите исключить ваш номер телефона из базы.
Сотрудников лицензированных организаций лучше воспринимать как консультантов, считают в НАПКА. Они заинтересованы в том, чтобы вернуть деньги, так что готовы предложить индивидуальные условия погашения долгов или оформить кредитные каникулы.
Если коллекторы «серые», нужно написать заявление в полицию или пожаловаться:
- в интернет-приемную или отделение ФССП;
- в приемную Центробанка РФ;
- в НАПКА через сервис «Добро пожаловаться!»;
- на страницу проекта ОНФ «За права заемщиков».
Журналист Михаил Беляков, редактор Никита Марычев
InvestFuture.ru
Спасибо за интерес к публикации!